Содружество, сотрудничество, сотворчество
20 ноября 2012 г. на базе Государственного учреждения образования «Средняя школа № 33 г. Могилева» состоялся республиканский семинар «Обеспечение преемственности в системе „учебное занятие — факультативное занятие“ как условие качества индивидуального образования учащихся».
46 педагогов, преподавателей русского языка и литературы школ, гимназий и лицеев г. Могилева и Могилевской области, приняли участие в этом семинаре. Работа протекала в духе сотрудничества, сопереживания, содружества, сотворчества. Настроение, царившее в зале и учебной аудитории, наверное, было одинаково у всех: действовать, создавать, преодолевать трудности и, конечно же, побеждать.
Торжественное открытие семинара состоялось в актовом зале школы, где перед его участниками с концертной программой выступили учащиеся
Открывая семинар, Людмила Михайловна Саченок, методист отдела социально-гуманитарных дисциплин Учреждения образования «Могилевский государственный областной институт развития образования», высказала мысль о важности и актуальности темы семинара и отметила, что факультативные занятия являются действенным средством подготовки к участию в олимпиадном движении.
Заместитель директора по учебной работе средней школы № 33 Татьяна Григорьевна Алдашова поделилась опытом управленческой деятельности по организации факультативного обучения в школе и ознакомила педагогов с возможными компонентами преемственности в системе «учебное занятие — факультативное занятие».
Далее участникам семинара была представлена панорама педагогического опыта преподавателей
Учебное интегрированное занятие по русскому языку в 7 классе по теме «Причастие как особая форма глагола. Уроки жизни по Гоголю» провела учитель I квалификационной категории Людмила Анатольевна Борисенко. На уроке были представлены элементы исследовательской деятельности. Имея определенный опыт, ребята плодотворно работали в парах и группах. На разных этапах урока можно было увидеть умение учащихся определять проблему и ставить цели, искать и классифицировать информацию, оценивать достигнутые результаты.
На факультативном занятии в 6 классе «Правописание корней с чередованиями е//и; а(я)//им, а(я)//ин» учащиеся вместе с преподавателем (Сарапулова Татьяна Борисовна, учитель высшей квалификационной категории) отправились в путешествие по станциям чередований, поставив перед собой цели повторить правописание корней с чередованием е//и — теме, изученной на уроках русского языка в 5 классе; познакомиться с новым чередованием: а(я)//им, а(я)//ин. Определившись с маршрутом, учащиеся сели в вагон на платформе «Чередования», продемонстрировав свое умение различать фонетические и исторические чередования. Проделав непростой путь, шестиклассники пополнили свой багаж знаний, выполняя различные творческие задания в игровой форме, и по возвращении поделились впечатлениями о путешествии с присутствующими на занятии гостями, которые «встречали» их на платформе.
Семинар продолжил свою работу в актовом зале, где прошла презентация опыта работы педагогов школы по обеспечению преемственности в системе «учебное занятие — факультативное занятие — внеклассная работа». Участники семинара имели возможность познакомиться с различными формами проведения факультативных занятий, посмотрев видеофрагменты факультативных занятий в 5 и в 7 классах.
Факультативное занятие в 5 классе «Слова, символизирующие особенности культуры и менталитет народа» проводила учитель высшей квалификационной категории Людмила Витальевна Богрецова. На занятии рассматривались наиболее часто встречающиеся в фольклоре образы-символы: «березка», «лебедь», «русская тройка», «зубр», «аист», «васильки». Людмила Витальевна, много лет работая в музыкальных классах, использует творческий потенциал своих учащихся как на уроках, так и на факультативных занятиях. На занятии, которое проходило в этнографическом кабинете школы, звучали народные мелодии, исполненные на флейте, и народная белорусская песня.
Валентина Валентиновна Голешова, учитель I квалификационной категории, сама пишет стихи и учит этому своих учеников. Создание поэтических текстов — одно из направлений работы преподавателя на уроках русского языка, литературы и факультативных занятиях. На факультативном занятии по теме «Метонимия, синекдоха. Части речи в составе метонимии и синекдохи» проводился анализ поэтических текстов, созданных учащимися и педагогом, велась самостоятельная работа учащихся по выявлению использованных образно-выразительных средств: метонимии, синекдохи, а также изученных ранее олицетворения и метафоры.
Далее перед педагогами выступил учащийся 11 «А» класса Кличевский Евгений, финалист районного конкурса «Юный ритор», посвященного памяти Ф.М. Достоевского (2011/2012 учебный год). Тема выступления — «Красота спасет мир».
Также на семинаре был представлен опыт работы одного из педагогов — ветеранов педагогического труда — Шутовой Раисы Васильевны, руководителя школьного театра. Участники семинара увидели видеоролик о работе театра
Прощальным аккордом для гостей и педагогов школы стало выступление учащегося 8 «Б» класса средней школы № 33 Шушкова Тимура, финалиста телепроекта Республики Беларусь «Я пою-2», обладателя Гран-при Международного фестиваля детского творчества «Золотая пчелка» 2012 г. и Гран-при Республиканского конкурса «Хали-хало» 2011г.
Т. Сарапулова, Л.Борисенко — педагоги школы, Т.Алдашова — заместитель директора средней школы № 33 г.Могилева