О психолого-педагогических основах оценивания знаний учащихся

  1. Отметка ученика — не самоцель, а инструмент совершенствования его учебной деятельности (отметка должна показать ученику результаты его деятельности, направить на дальнейшую учебу, воодушевить его на хорошую работу).
  2. Оценивайте знания ученика, а не его личность (важно уметь отделить отметку знаний ученика от оценки его личности).
  3. Начинайте оценку с того, что ученику удалось сделать (лишь после оценки сделанного ученик менее конфликтно будет воспринимать указания на то, что он должен был сделать, но не сделал).
  4. Учитывайте, что отметка учителя всегда индивидуальна (одни учителя оценивают точно воспроизведенный материал, другие считают главным умение рассуждать, отстаивать свою точку зрения; учитель должен заранее предупредить класс по каким критериям оценивает ответ).
  5. Постарайтесь объяснить ученику причины его ошибок и недоработок. Аргументируйте выставление отметки (чем ниже отметка, тем полнее аргументация).
  6. Предоставляйте ученикам возможность самооценки проделанной работы.
  7. Оценивайте на уроке конкретный ответ, не учитывая прошлых достижений и промахов учащегося (если слабо успевающий учащийся отвечает на отлично, следует без колебаний ставить ему эту отметку).
  8. Выставляя низкую отметку, постарайтесь сгладить её травмирующий эффект (найдите способ поддержать ученика).
  9. Помните о необходимости минимизации влияния субъективных факторов на оценку школьников (научитесь нейтрализовать воздействие субъективных факторов: симпатии, антипатии и т.п.).
  10. Любите, а если это трудно, по крайней мере, уважайте своих учеников (это рождает чувство ответного уважения).
  11. Не превращайте оценивание знаний в инструмент решения собственных внутриличностных проблем (не унижайте учеников, не срывайте на них свое плохое настроение).
  12. Стремитесь помочь учащимся сформировать у них ответственное и в то же время философское отношение к оценкам (ученик должен понимать значимость хороших и плохих отметок).

| Печать | E-mail