Нормативное правовое обеспечение образовательного процесса в 2009-2010 учебном году

1. Учебный план.

  • Типовой учебный план рассчитан на 5 лет и корректировке не подлежит.
  • Обучение на дому учащихся 11′ классов осуществляется по учебному плану обучения на дому учащихся 11 классов (количество часов — 19, общее финансируемое количество часов — 22).
  • Письмом Министерства образования Республики Беларусь (далее — МО РБ) определены сроки начала и завершения 2009/2010 учебного года, каникул, выпускных экзаменов. — Сборник нормативных документов (далее — СНД) № 9, 2009.
  • Определены перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены в 2009/2010 уч.г., и формы их проведения. — СНД № 13, 2009.

2. Термин «учебно-воспитательный процесс» заменен термином «образовательный процесс».

3. Факультативные занятия.

  • Факультативные занятия должны вести опытные учителя.
  • Зачисление учащихся на факультативные занятия оформляется приказом директора школы. Если ученик не посещает факультативные занятия, то он отчисляется приказом директора школы. Если после отчисления ученика количество учащихся, посещающих факультативные занятия, менее установленного (5 учащихся), то факультативные занятия закрываются приказом директора школы и вносятся изменения в тарификацию учителя.
  • Факультативные занятия могут открываться и закрываться в течение учебного года. Соответственно вносятся изменения в тарификацию учителей.
  • Перерыв между уроками и факультативными занятиями в 1-4 классах — 15 минут, в 5-11 классах — 20 минут.
  • Название факультативные занятия в журнале записывается с маленькой буквы.
  • Письмо «Об утверждении программ факультативных занятий» размещено на сайте Национального института образования, 23.07.2009.

Для проведения факультативных занятий в 2009/2010 учебном году используются:

  • программы факультативных занятий, рекомендованные Национальным институтом образования в 2009 году и размещенные в сборниках программ факультативных занятий для общеобразовательных учреждений по социокультурному, гуманитарному, естественно-математическому направлениям;
  • авторские версии программ, утвержденных Президиумом Научно-методического совета при Министерстве образования Республики Беларусь по дошкольному, общему среднему и специальному образованию, размещенные на сайте Национального института образования;
  • программы, разработанные на основе ранее утвержденных учебных программ для повышенного и углубленного изучения предметов, обсужденные на заседаниях методических объединений и утвержденные директором общеобразовательного учреждения.
  • программы факультативных занятий, имеющие узкорегиональную направленность и разработанные учреждениями образования или отдельными педагогами, оцениваются областным институтом развития образования и утверждаются начальником областного управления образования.

4. С 2009-2010 уч.г. запись стимулирующих и поддерживающих занятий проводится на отдельных страницах в журнале. Стимулирующие занятия — форма работы с наиболее способными учащимися. Поддерживающие — форма организации образовательного процесса с учащимися, которые имеют временные трудности в изучении отдельных учебных предметов (часто болеющие, находившиеся на лечении в санатории, иностранные граждане и др.). Стимулирующие и поддерживающие занятия не входят в максимально допустимую нагрузку на одного учащегося. Требования к стимулирующим и поддерживающим занятиям изложены в письме МО РБ «Об отдельных вопросах организации факультативных занятий».

5. Под особым контролем должна быть дозировка домашнего задания. Условно домашнее задание должно составлять 1/3 часть классной работы. Домашнее задание в календарно-тематическом планировании примерное. Его можно корректировать.

6. Календарно-тематическое планирование. Учитель, как правило, пользуется примерным календарно-тематическим планированием, рекомендованным МО РБ (печатным вариантом с указанием дат проведения уроков). Заместитель директора может на последней странице планирования сделать пометку о том, что даты сверены (например, «Согласовано»). Корректировка календарно-тематического планирования допускается по решению педагогического совета, утвержденному приказом директора.

7. Оценивание учащихся.

  • Поведение учащихся в школе оценивается по четвертям и за год. Отметка за неделю по поведению не выставляется. (Критерии и показатели оценки поведения учащихся общеобразовательных учреждений. — СНД № 12, 2009; АіВ № 8, 2009.)
  • Отметки по всем предметам выставляются за четверть, даже если предмет изучается 1 час в неделю. В течение четверти должно быть не менее 3-ёх отметок у каждого ученика. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам в СНД № 12, 13, 14, 2009 г. Допущенная ошибка в нормах оценки результатов учебной деятельности учащихся по русскому языку и белорусскому языку в «Критериях и показателях оценки творческих работ учащихся» касается отметок 5 и 6. Изменения опубликованы в «Настаўніцкай газеце» (далее — «НГ») от 10.09.2009.
  • Учитель-предметник должен своевременно выставлять отметки в дневник и подтверждать их своей подписью.

8. Количество контрольных работ определено Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи. В это количество включаются контрольные работы по текстам администрации, отдела образования и др.

9. Отменена Инструкция о ведении школьной документации. Необходимо пользоваться «Перечнем типовых документов государственной власти и управления, организаций Республики Беларусь по оперативному и статистическому учету и отчетности, электронным информационным ресурсам, трудовым отношениям, социальной защите, работе с кадрами, образованию, таможенному контролю, материально-техническому обеспечению, административно-хозяйственной деятельности, делопроизводству, работе архивов организаций с указанием сроков хранения», в котором глава 15 посвящена общему среднему образованию (напечатана в «НГ» от 28.07.2009).
Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4 утверждена «Инструкция по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь».

10. На сайте Национального института образования 03.09.2009г. размещены образцы дневников, рекомендуемых для использования в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь.

| Печать | E-mail