Из опыта работы ГУО «Ясли-сад  102 г.Могилева» «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста»

Осанка — один из важнейших показателей здоровья человека и в дошкольном возрасте ее формирование имеет особое значение. Правильное положение тела обеспечивает оптимальное функционирование всех систем и функций организма, а, следовательно, способствует сохранению и развитию здоровья.

Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается «фундамент» здоровья и долголетия, когда у ребенка формируются основы всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. С поступлением ребенка в школу его двигательный режим значительно меняется, возрастает объем статической нагрузки, а это может привести к увеличению функциональных нарушений осанки детей.

Поэтому исключительно важно создать стойкий барьер нарушениям осанки и стопы в дошкольном возрасте.

Актуальность проблемы обостряется наличием значительного количества детей с нарушениями осанки (по статистике от 35 до 50% дошкольников имеют те или иные отклонения в осанке), отсутствием у педагогов должных специализированных умений в области формирования осанки, а у родителей — непониманием значимости правильной осанки для здоровья и дальнейшего развития ребенка.

По указанным причинам, мы не можем сегодня назвать работу по обучению осанке дошкольников успешной. Поэтому в нашем учреждении образования на протяжении 4 лет реализовался республиканский инновационный проект по обучению воспитанников навыкам правильной осанки.

Результаты деятельности проекта, это:
дети, у которых сформированы навыки здорового поведения в области своей осанки;
педагоги, владеющие диагностикой состояния осанки воспитанников и методами профилактики ее нарушений;
родители с активной позицией по отношению к здоровью своих детей.

В результате инновационной деятельности была внедрена модель обучения воспитанников правильной осанке, которая включает в себя три основных раздела:
1. Выполнение санитарно-гигиенических условий (соблюдение норм оборудования помещений, норм естественного и искусственного освещения, выполнение требований к мебели, обуви и одежде, распорядку дня).
2. Создание специальной развивающей среды, позволяющей рационально использовать свободное пространство для выполнения специальных упражнений, самоконтроля ребенком своей осанки, разгрузки позвоночника.
3. Система ежедневных педагогических воздействий на осанку ребенка с последующим переводом их на уровень самостоятельного использования и самоконтроля.

Многолетняя работа над проектом позволила создать в учреждении образования эффективную здоровьесберегающую среду для обучения детей правильной осанке:
1. Зона правильной осанки с пятью подвижными ориентирами для самоконтроля ребенком своей осанки.
2. Тренировочная стена для подтягивания.
3. Приспособления для сохранения правильной осанки при ходьбе: «Веселые блинчики», «Королевские короны», коромысла, блюда со стаканами и т.д.
4. Укрепление турников в дверных проемах.
5. Индивидуальные коврики для отдыха.
6. Гимнастические палки для выполнения упражнений.
7. Большие ортопедические мячи.
8. Дорожки для профилактики и коррекции плоскостопия.
9. Приспособления для профилактики и коррекции плоскостопия. (массажные мячики, счеты, чурбачки и т.д.)
10. Дидактические игры на закрепление знаний детей о своей осанке.
11. Атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр, положительно влияющих на осанку дошкольника: «Подиум», «Цирк», «В кафе», «Театр оперы и балета».

Заместитель заведующего ГУО «Ясли-сад № 102 г.Могилева» Шишко Е.А.









| Печать |