Инновации сегодня - традиции завтра

5 февраля 2014 г. на базе государственного учреждения образования «Гимназия № 3 г. Могилева» состоялся областной вебинар «Методическое сопровождение инновационной деятельности» для заместите-лей директоров учреждений образования, участвующих в реализации республиканских инновационных проектов, с участием педагогических работников Гомельской области.

| Печать | E-mail

Анализ и самоанализ - путь к эффективности

21 ноября 2013 г. в государственном учреждении образования «Средняя школа № 28 г.Могилева» состоялось заседание районного постоянно действующего семинара руководителей школьных методических объединений учителей русского языка и литературы по теме «Формы анализа и самоанализа уроков русского языка и литературы».

Участники семинара посетили факультативное занятие в 5 классе с использованием мультимедийной презентации по теме «Отражение в пословицах и поговорках нравственных ценностей народа, его эстетических идеалов, культуры, особенностей быта». Больше всего порадовала опытных педагогов непринужденность «пятиклашек», которые напрочь забыли о присутствии гостей и с удовольствием окунулись в исследование тайн кладовых русского языка, в которое их пригласила учитель средней школы № 28 г.Могилева Марковская Л.П.

Большой интерес у педагогов вызвал и урок русского языка в 7 классе с использованием интерактивной доски по теме «Деепричастие как особая форма глагола», который своим коллегам показала учитель средней школы № 28 г.Могилева Лободаева Е.М.

В ходе семинара учителя русского языка пришли к выводу, что самое главное в работе учителя — это эффективность урока, которую можно достичь, лишь умело и грамотно применяя педагогический анализ и самоанализ учебного занятия.

Светлана Гринёва, заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования «Средняя школа № 28 г.Могилева»



















| Печать | E-mail

Городской конкурс кабинетов иностранного языка учреждений образования (итоги)

С 3 по 11 января 2014 года проведен городской этап конкурса кабинетов иностранного языка.

В конкурсе приняли участие государственные учреждения образования «Учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа № 42 г.Могилева», «Гимназия № 2 г.Могилева», «Гимназия № 3 г.Могилева», «Гимназия № 4 г.Могилева», «Специальная общеобразовательная школа г.Могилева» и победители районных этапов конкурса: государственные учреждения образования «Средняя школа № 37 г.Могилева», «Средняя школа № 38 г.Могилева», «Средняя школа № 7 г.Могилева», «Средняя школа № 17 г.Могилева», «Средняя школа № 21 г.Могилева», «Средняя школа № 45 г.Могилева», «Средняя школа № 40 г.Могилева», «Средняя школа № 27 г.Могилева». Жюри отмечен высокий уровень оформления, учебно-методического обеспечения, технических и компьютерных средств обучения кабинетов иностранного языка.

По результатам проведения конкурса дипломами управления образования, спорта и туризма Могилевского горисполкома и Президиума горкома профсоюза работников образования и науки награждаются:
за 1 место — коллективы государственных учреждений образования «Средняя школа № 37 г.Могилева», «Средняя школа № 21 г.Могилева»;
за 2 место — коллективы государственных учреждений образования «Средняя школа № 45 г.Могилева», «Гимназия № 4 г.Могилева»;
за 3 место — коллективы государственных учреждений образования «Средняя школа № 40 г.Могилева», «Гимназия № 2 г.Могилева», «Учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа № 42 г.Могилева».
коллектив «Средняя школа № 27 г.Могилева» (номинация «Творчество и профессионализм в оснащении кабинета иностранного языка»);
коллектив государственного учреждения образования «Специальная общеобразовательная школа г.Могилева» (номинация «Инициативный подход к оформлению и использованию пространства кабинета иностранного языка»);
коллектив «Средняя школа № 38 г.Могилева» (номинация «Поиск и перспектива в организации обучения иностранным языкам»).

Учебно-методический кабинет управления образования, спорта и туризма Могилевского горисполкома







































































| Печать | E-mail

Сустрэча з калегамі

27 снежня 2013 года на базе дзяржаўнай установы адукацыі «Сярэдняя школа № 33 г. Магілёва» адбылася прэзентацыя кабінета беларускай мовы і літаратуры, які заняў першае месца на раённым і гарадскім этапах конкурса кабінетаў беларускай мовы і літаратуры ў красавіку 2013 года, а таксама быў прадстаўлены на выставе «Метадычная скарбонка» падчас святкавання Дня пісьменства і друку ў горадзе Быхаве.

| Печать | E-mail

Педагогическая гостиная в яслях-саду № 4 г. Могилева (декабрь, 2013)

18 декабря 2013 года на базе ГУО «Ясли-сад № 4 г. Могилева» состоялось заседание городского методического объединения на тему: «Индивидуализация и дифференциация форм сотрудничества с семьями детей с особенностями психофизического развития с учетом запросов и интересов социального статуса родителей».

В работе семинара приняли участие 22 учителя-дефектолога специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания учреждений дошкольного образования г. Могилева.

С музыкального приветствия начали работу методического объединения гостеприимные хозяева: заместитель заведующего Карпекина Н.Ю. и финалистка конкурса «Хрустальная нотка» Маша Жукова. В ходе заседания участники познакомились с опытом работы учителя-дефектолога высшей категории Беляевой Н.Е. по использованию кинезиологических методов и приемов в работе с детьми с особенностями психофизического развития и их родителей. Подводя итоги, Наталья Евгеньевна процитировала высказывание Антуана де Сент-Экзепюри: «Самая большая роскошь — это роскошь человеческого общения».

Педагоги отметили, что интегрированное обучение и воспитание приносит пользу всем участникам образовательного процесса, позволяют у детей формировать такие качества, как толерантность, терпимость, внимание друг к другу, взаимопомощь, доброту. Вызвал интерес представленный опыт активного взаимодействия с родителями учителей-дефектологов Чепиковой И.К. (ГУО «Ясли-сад № 72 г. Могилева»), Патрусовой Н.Н. (ГУО «Дошкольный центр развития № 4 г. Могилева»).

На протяжении всего заседания педагог-психолог Дедкова О. Е. обучала присутствующих интерактивным способам взаимодействия с детьми и их родителями.

Гетманская Л.Г., методист Могилевского городского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

| Печать | E-mail

Педагогическая диагностика трудностей в обучении

Трудности в учебе испытывает большинство детей, имеющих особенности психофизического развития. Одна из самых многочисленных категорий детей с особенностями психофизического развития (ОПФР)  - дети с нарушениями психического развития (трудностями в обучении). По информации республиканского персонифицированного банка данных, дети этой категории составляют около 20% от общего количества детей с ОПФР.

В настоящее время дети школьного возраста с трудностями в обучении обучаются как в специальной общеобразовательной школе, так и в учреждениях образования общего типа (в специальных классах для детей с трудностями в обучении, в классах интегрированного обучения и воспитания).

Дети с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития, обращают на себя особое внимание, поскольку особенности нарушений их психического развития поддаются коррекционным воздействиям, и поэтому усилия педагогов и психологов в первую очередь должны быть направлены на разработку адекватных и эффективных программ формирования и развития различных сторон психической сферы данной категории детей.

Педагогу (воспитателю учреждения дошкольного образования, учителю начальных классов) необходимо определить конкретные характеристики, подтверждающие затруднения детей в рамках требование к их подготовке.

Основной метод педагогической диагностики трудностей в обучении у ребенка – наблюдение. Педагог, наблюдая за усвоением учебной программы может заметить серьезные отставания от возрастной нормы. Например, даже в возрасте шести-семи лет у детей часто не сформированы дочисловые количественные представления, которыми ребенок обычно овладевает к четырем годам: умение целенаправленно преобразовывать (увеличивать, уменьшать, уравнивать) предметные множества, отражая выполняемые действия в речи, устанавливать отношения «больше – меньше - поровну». Подробнее познакомиться с тем, на что необходимо обратить внимание при выявлении трудностей в усвоении представлений о составе числа, арифметических действиях, можно в журнале «Пачатковая школа» №12/2011, С. 40-42.

В том случае, если у ребенка выявлены трудности в обучении, вы направляете его на консультацию в государственное учреждение образования «Могилевский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации». Запись на консультацию по телефону 26-37-26 по вторникам и четвергам с 8.00 до 17.00 (обед с 13.00 до 14.00).Если ребенку рекомендовано прохождение психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК), то учреждение образования, где обучается ребенок предоставляет психолого-педагогическую характеристику. В помощь педагогам предлагаем Памятку по написанию психолого-педагогической характеристики на обучающегося. (Приложение 1).

Дети с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития, теоретически имеют хорошие прогнозы развития – у большинства из них возможно выравнивание развития к концу обучения в начальной школе. Как правило, им снимают диагноз при переходе в среднее звено. Реальная помощь учащимся в значительной мере зависит от качества проводимой коррекционной работы как на уроках, так и в процессе коррекционных занятий.

Гетманская Л.Г., методист Могилевского городского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Приложение 1
Памятка по написанию психолого-педагогической характеристики на обучающегося (для прохождения ПМПК)

Общие требования:

  • четкая структурированность сведений;
  • использование точных, грамотных определений и терминов;
  • научно-деловой стиль изложения;
  • отражение всех критериев развития ребенка;
  • личностно-ориентированный подход.

1. Общие сведения о ребенке:

  • фамилия, имя, отчество;
  • дата рождения;
  • домашний адрес, номер контактного телефона;
  • краткие сведения о родителях (ф.и.о., место работы, должность); о других детях в семье (имя, год рождения).

2. Сведения о посещении учреждения образования:
Номер учреждения образования, когда поступил в учреждение образования; как проходила адаптация; какую помощь  (учителя-дефектолога, педагога-психолога) получал; когда поступил в специальную, интегрированную группу (класс), заключение ПМПК (при наличии).

3. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы:
- контактность (вступление в контакт со взрослыми, сверстниками, трудности, особенности контакта, отказ от контакта, избирательность и т.д.);
- эмоции (адекватные, яркие, неустойчивые, непредсказуемые, реакции на поощрение и порицание и т.д.);
- характеристика произвольности (самоконтроль, волевые усилия); отношение к школе, учебе.

4. Состояние двигательной сферы:
- общая моторика (движения точные, координированные, неуклюжие, особенности походки, часто падает, задевает предметы, двигательная расторможенность, малоподвижный и т.д.);
- мелкая моторика (умения пользования столовыми приборами, ручкой, карандашами, ножницами, штриховка, закрашивание, сила нажима при рисовании и т.д.);
- ведущая рука (правша, левша, амбидекстр);
- мимическая моторика (выразительная, слабо выраженная, лицо аммимично, выполнение движений бровями, глазами по подражанию и т.д.).

5. Познавательная деятельность:

  • внимание (устойчивость, распределение, переключаемость, объем);
  • пространственные представления (ориентировка в схеме собственного тела, в пространстве, на плоскости и т.д.);
  • временные представления (знание времен года, их основных признаков, последовательности, частей суток, дней недели, времени и т.д.);
  • память (умение запоминать новую информацию как вербального, так и невербального характера, способность запоминать стихи, тексты, воспроизводить их через некоторое время, запоминать последовательность предметов или картинок в ряду и т.д.);
  • мышление
  • принятие задачи (умение понять инструкцию и  выполнить задание, требуется многократное (повторное) предъявление задания, упрощение инструкции, инструкция с показом и т.д.);
  • способы действия (силовые пробы, хаотичные действия с предметами, примеривание, целенаправленная проба, зрительное соотнесение);
  • преобладающая форма мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое);
  • характер деятельности (мотивация, целенаправленность, сосредоточенность, умение оценить результат деятельности, исправить ошибки, темп деятельности, работоспособность);
  • операционная сторона (анализ, синтез, обобщение, перенос, сравнение, упорядочивание и т.д.);
  • логические построения, суждение, умозаключения, установление причинно-следственных зависимостей.

6. Речевое развитие:
- импрессивная речь (понимание простых и составных инструкций, косвенных, альтернативных вопросов, предложно-падежных конструкций и т.д.);
- экспрессивная речь:

  • словарь (использование всех частей речи, правильность употребления слов, способность актуализировать слова, дифференциация близких по значению и звучанию слов и т.д.);
  • слоговая структура (пропуски, замены, перестановки звуков, слогов в словах, сложность доступных для воспроизведения слов и т.д.);
  • грамматический строй речи (в каких грамматических категориях допускает ошибки, характер ошибок, с примерами);
  • звукопроизношение (какие группы звуков нарушены, по какому типу);
  • связная речь (распространенность фразы, сложность используемых предложений, способность построить последовательный полный рассказ по картинкам, распространенность ответов на вопросы и т.д.);

- артикуляционный аппарат (особенности строения, подвижность, объем движений и т.д.);
- голосообразование и дыхание (сила и модуляция голоса, укороченность речевого выдоха и /или вдоха, добор воздуха, плавность дыхания и т.д.);
- фонематический слух (воспроизведение слов и слогов с оппозиционными звуками, характер допускаемых ошибок);
- фонематический анализ и синтез;
- языковой анализ и синтез (анализ состава предложения и синтез слов в предложении, слоговой анализ и синтез).

7. Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка (соответствие знаний и представлений об окружающем возрасту ребенка и требованиям  учебной программы).

8. Для дошкольников:
- Игровая деятельность:
- характер действий с предметами-игрушками (манипуляции, предметные, процессуальные действия, игра с элементами сюжета, сюжетно-ролевая игра);
- проявление интереса к игрушкам, игре со сверстниками, адекватность использования игрушек, использование предметов-заместителей.
- Адаптивное поведение:
- самообслуживание (умение самостоятельно кушать, навыки гигиены, одевания/раздевания и т.д);
- предпочитаемые занятия в свободной деятельности.
- Образовательные области(в соответствии с Учебной программой учреждения дошкольного образования):
- элементы математических представлений;
- обучение грамоте;
- изобразительная деятельность: умения рисования, аппликации, лепки и конструирования.

 9.  Для школьников:
- Сформированность школьных умений и навыков:
- знания, умения, навыки по математике;
- сформированность навыка чтения;
- сформированность навыка письма (наличие и характер ошибок).

10. Психолого-педагогическое заключение: квалификация выявленных трудностей в усвоении программного материала (имеют тотальный характер или проявляются в рамках отдельных учебных предметов, при усвоении материала отдельных разделов и темпрограммы; выраженность и стойкость трудностей в усвоении программного материала, возможность их преодоления при оказании обучающей помощи; влияние условий воспитания в семье на успешность учебы). Психологическое обоснование выявленных трудностей в обучении.

К психолого-педагогической характеристике прилагаются письменные работы школьника или самостоятельные работы дошкольника.

Характеристику подписывают все специалисты, которые принимали участие в ее составлении (учитель, воспитатель, учитель-дефектолог, педагог-психолог) и директор школы. Обязательно наличие печати и дата составления характеристики.

| Печать | E-mail

Будущее Беларуси - это здоровая молодежь

1 ноября 2013 года в государственном учреждении образования «Средняя школа № 15 г.Могилева» прошел семинар для учителей — классных руководителей, посвященный проблеме профилактики употребления наркотических средств и психотропных веществ.

Для обсуждения этой проблемы были приглашены сотрудники учреждений здравоохранения «Могилевский областной центр гигиенической эпидемиологии и охраны здоровья» Терехова А.А., Бритун О.А., врач-нарколог Могилевского областного наркологического диспансера Уласевич О.Н., специалисты социально-педагогической, психологической службы школы. Присутствующие педагоги получили подробную информацию о методах распознавания и признаках употребления наркотических средств и психотропных веществ, этапах формирования наркотической зависимости, видах употребляемых наркотиков.

Квалифицированные специалисты ответили на все вопросы, за-данные учителями. Для дальнейшей работы классные руководители получили рекомендации по организации работы с родителями, а также памятку «Выявление подростков, употребляющих психоактивные вещества».

Еремеева К. Н., педагог социальный средней школы № 15 г.Могилева





| Печать | E-mail

Проблема преемственности и адаптации между ступенями общего среднего образования

30 октября 2013 года в средней школе № 10 г. Могилёва состоялся педсовет по теме: «Проблема преемственности и адаптации между ступенями общего среднего образования».

На заседание педагогического совета была приглашена Елена Николаевна Остапова, ведущий специалист отдела обслуживания и информации центральной городской библиотеки им. К. Маркса, которая познакомила педагогов школы с новинками педагогической литературы, с презентациями: «Могилёв — культурная столица», «Гражданско-патриотическое воспитание» и др. Елена Николаевна пригласила педагогов к сотрудничеству с библиотекой им. К. Маркса.

Заместитель директора по учебной работе средней школы № 10 г. Могилёва Светлана Ивановна Марушенко познакомила педагогов школы с целью и задачами педсовета и выступила с докладом по теме педсовета.

Педагогам учреждения изложили свои наработки и мнения учитель начальных классов Нестерова А.Е. о создании модели взаимодействия педагогов по обеспечению преемственности при переходе из учреждения дошкольного образования в школу" (из опыта работы); учитель французского языка и классный руководитель 5 класса Федюкова Т.Л. информировала из опыта работы о трудностях процесса обучения и воспитания при переходе с I на II ступень общего среднего образования";

Дали свои рекомендации учитель русского языка и литературы, классный руководитель 10 класса Янова Е.П. по вопросу индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, а также педагог-психолог Чернявская Э.В. ознакомила с результатами диагностик и анкетирования учащихся.

Все мы должны помнить — несоблюдение правил преемственности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую может неблагоприятно отразиться на прохождении периода адаптации ребёнка в новых условиях, что в конечном итоге может даже неблагоприятно отразиться на его здоровье. Главная же наша задача — сохранение здоровья ребёнка.

Заместитель директора по учебной работе средней школы № 10 г.Могилёва Марушенко С.И.





| Печать | E-mail

Встречаем коллег из Брянска

21-22 октября 2013 года государственное учреждение дополнительного образования «Центр туризма, экскурсий и краеведения „Криница“ г. Могилева» встречал коллег из Брянска. Встреча педагогов дополнительного образования прошла в теплой и дружественной обстановке. В программе семинара по обмену опытом состоялось знакомство с направлениями деятельности Центра «Криница», освещена идея районной туриады, актуальные вопросы организации массовых мероприятий и походов, работы со школьными музеями. Большой интерес вызвала экскурсионная программа по достопримечательностям Могилева.

Сотрудники Брянского центра выразили благодарность за содействие и укрепление дружественных связей между туристскими центрами наших городов.

Тимофеева Л.И., методист Центра туризма, экскурсий и краеведения «Криница» г.Могилева









| Печать | E-mail

  • ##########