О семинаре «Педагогические технологии и инновации как условие модернизации образования» в СШ №13

Для повышения компетентности педагогов в области педагогических технологий и инноваций в школе действует семинар «Педагогические технологии и инновации как условие модернизации образования».

С 29 ноября по 2 декабря в ГУО «Средняя школа № 13 г. Могилёва» прошла панорама открытых уроков учителей по использованию мультимедийных, компьютерных технологий. Делились своим опытом учителя разных предметных областей: истории, обществоведения, белорусского, русского языков, математики, иностранных языков. Наибольший интерес участников семинара вызвали уроки учителей Бельской Е.В. (10 класс — биология), Жилинской В.М. (7 класс — русский язык), Юрченко О.В. (9 класс — обществоведение).

Трансляция опыта по заданному направлению показала, что информационно-коммуникативные технологии и электронные средства обучения являются рациональным способом повышения эффективности обучения учащихся.


семинар

семинар

| Печать | E-mail

Мастер-класс во вспомогательной школе

1 декабря на базе ГУО «Вспомогательная школа г. Могилева» проведен мастер-класс (занятие № 1) учителя вспомогательной школы г. Могилева Шуляк Людмилы Егоровны на тему: «Технология обучения грамоте учащихся 2 отделения вспомогательной школы методом глобального чтения».

В заседании приняли участие учителя вспомогательных школ (школ-интернатов) Могилевской области, районных (городских) центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, работающие по программе 2 отделения вспомогательной школы.

В ходе проведения мастер-класса Шуляк Л.Е. познакомила участников с теоретическими аспектами методики обучения грамоте учащихся методом глобального чтения. Использованные методы и приемы помогают успешному обучению грамоте учащихся 2 отделения вспомогательной школы.

Запланировано на февраль-март следующего года проведение двух других занятий данного мастер-класса, на который приглашаются все желающие.


Шуляк Людмила Егоровна

Методист Могилевского городского ЦКРОиР Шестакова М.В.

| Печать | E-mail

Республиканский семинар по трудовому обучению в СШ № 8

11 ноября на базе ГУО «Средняя школа № 8 г.Могилева» прошел республиканский семинар по трудовому обучению «Воспитание национального самосознания через приобщение учащихся к традициям декоративно-прикладного искусства и народных ремесел». В работе семинара принял участие Поддубский Владимир Николаевич, главный инспектор управления общего среднего образования Министерства образования Республики Беларусь.

Участникам семинара была предложена визитка школы, выставка декоративно-прикладного искусства в фойе школы. Уроку технического труда «Выполнение пропильной резьбы для изготовления плоских и объемных изделий» учителя Костяева Владимира Николаевича была дана высокая оценка участников семинара. Много интересного, нетрадиционного для себя увидели наши гости на занятии кружка по художественной обработке материалов учителя технического труда Клинцевича Александра Васильевича.


Республиканский семинар по трудовому обучениюРеспубликанский семинар по трудовому обучению

Атмосфера творчества, желание узнать и увидеть побольше для себя, познакомиться с опытом работы других и поделиться своим — вот те качества, которые объединили всех участников семинара.

Особый интерес у наших гостей вызвали творческие мастерские учителей технического труда:

  • «Развитие интереса к декоративно-прикладному искусству на внеклассных занятиях»
    Пархоменко Алексей Алексеевич, учитель технического труда ГУО «Средняя школа № 39 г.Могилева».
  • «Деревянное зодчество Беларуси»
    Игнатенко Валерий Васильевич, учитель технического труда ГУО «Средняя школа № 21 г.Могилева».
  • «Военно-патриотическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства. Оборона г.Могилева летом 1941г.»
    Лукьянов Сергей Сергеевич, учитель технического труда ГУО «Средняя школа № 1 г.Могилева».


Республиканский семинар по трудовому обучениюРеспубликанский семинар по трудовому обучению

Мастер-класс учителя технического труда Остромечской средней общеобразовательной школы Брестского района Сеньковца Анатолия Адамовича: «Возрождение народных ремесел на примере бондарных изделий».

Участники семинара дали высокую оценку подготовке, проведению и организации семинара и выразили уверенность в том, что воспитание национального самосознания через приобщение учащихся к традициям декоративно-прикладного искусства будет способствовать формированию активной гражданской позиции, патриотизма, любви к родине, гордости за свою страну.

Директор средней школы № 8 г. Могилева Андреева С.В.

| Печать | E-mail

Литература по теме «Организация контроля и самоконтроля в учреждениях и отделах образования»

1. Азарёнок В.В. Самоконтроль учреждения образования / В.В.Азарёнок, Е.П.Докшанина//Пачатковае навучанне.— 2008.— № 4.—С. 33-40.

2. Глинский А.А. Актуальные вопросы современного школоведения: пособие для руководящих работников общеобразовательных учреждений, специалистов отделов (управлений) образования и системы повышения квалификации / А.А.Глинский.- Мн.: АПО, 2010. — 341 с.

3. Глинский, А.А. Современные подходы к организации внутришкольного контроля в общеобразовательном учреждении / А.А.Глинский// Пачатковае навучанне. — 2008. — № 10.

4. Булаш, К.Я. Самоконтроль в системе образования: практ пособие для рук. общеобразоват. учреждений, их заместителей, методистов район. учебно-методических каб. и специалистов отд. (упр.) образования рай(гор)исполкомов / [сост.: К.Я.Булаш, А.М.Городович, Т.В.Куратник]. — Мозырь: Белый Ветер, 2010.— 190 с.

5. Булаш, К.Я. Самоконтроль учреждений и региональных систем образования / К.Я.Булаш // Веснiк адукацыi. — 2007. — № 2.

6. Денякина, Л.М. В помощь завучу и методисту при осуществлении контроля за деятельностью педагога / Л.М.Денякина // Методист.- 2008.- № 5.- С. 49-52.

7. Довнар, Л.А. Организация внутришкольного контроля / ЛА.Довнар // Пачатковае навучанне.- 2009.- № 6.

8. Загурский, А.В. Информационно-методическое обеспечение деятельности руководителя современной школы: практич. пособие для руководителей общеобразовательных учреждений и их заместителей / А.В.Загурский, А.Е.Степанова.- Мозырь: Белый Ветер, 2008.- 66 с.

9. Петкун, И.Я. Процедура самоконтроля в учреждении образования / И.Я.Петкун // Народная асвета. −2009.- № 12.— С. 23-26.

10. Практика управления образовательным процессом в современной школе: в 2 ч.: пособие для заместителей директора по учебно-воспитательной работе, руководителей методических объединений / [сост.: А.М.Городович, Т.В.Куратник].- Мозьрь: 000 ИД «Белый Ветер», 2009.

11. Тиринова, О.И. Организация внутришкольного контроля / О.И.Тиринова, Т.В.Ефременко // Пачатковае навучанне.- 2009.- № 6.- С. 48-51.

12. Филимонова, Т.Г. Контроль обеспечения образования в ОУ / Т.Г.Филимонова, Л.Н.Бондарева // Справочник заместителя директора школы. — 2009.— № 8.— С. 74-87.

13. Шурмухина, Н.К. Методические рекомендации отдела мониторинга и образовательного аудита МГИРО по итогам изучения состояния образовательного процесса в 2009/10 учебном году / Н.К.Шурмухина // Столичное образование сегодня.- 2010.- №№ 8,9.

14. Шурмухина, Н.К. Методические рекомендации отдела мониторинга и образовательного аудита МГИРО по итогам изучения состояния образовательною процесса в 2009/10 учебном году / Н.К.Шурмухина // Столичное образование сегодня. — 2010.- №№ 8,9.

| Печать | E-mail

На кніжную паліцу

Беларускі арфаграфічны слоўнік для школьнікаўБеларускі арфаграфічны слоўнік для школьнікаў / уклад. Л.П. Кунцэвіч, І.У. Кандраценя, пад рэд. А.А. Лукашанца. — Мінск: Аверсэв, 2010.

Школьны арфаграфічны слоўнік з’яўляецца даведнікам па правільнай і аднастайнай перадачы пісьмовай мовы і прызначаны садзейнічаць засваенню вучнямі правапісных норм сучаснай беларускай літаратурнай мовы. Слоўнік змяшчае каля 20 000 слоў (лексіка беларускай літаратурнай мовы канца ХХ — пачатку ХХІ стст., а таксама новыя лексічныя адзінкі, якія атрымалі пашырэнне ў сучаснай моўнай практыцы: аўтабан, арт-галерэя, дылер, драйвер, інтэрнэт-рэсурс, холдынг, байкер, вэб-дызайн, кансэнсус і інш.).

Вучэбны дапаможнік «Пішам па-беларуску: даведнік па арфаграфіі і пунктуацыі з каментарыямі» для агульнаадукацыйных устаноў з беларускай і рускай мовамі навучання, выдадзены выдавецтвамі Нацыянальнага інстытута адукацыі і «Аверсэв»:


Пішам па-беларускуПішам па-беларуску. Даведнік па арфаграфіі i пунктуацыіі з каментарыямі: дапам. для агульнаадукац. устаноў з беларус. i рус. мовамі навучання / 3.I. Бадзевіч [i інш.]. — Мінск: Нац. ін-т адукацыіі, 2010. — 192 с.

У даведніку прыводзяцца асноўныя правілы беларускай арфаграфіі i пунктуацыі, даецца каментарый да гэтых правіл. Звяртаецца ўвага на найбольш складаныя выпадкі i асаблівасці беларускага правапісу.

Матэрыял кніг можа быць выкарыстаны у працэсе навучання беларускай мове ў агульнаадукацыйных установах, а таксама ў час падрыхтоўкі да цэнтралізаванага тэсціравання i самападрыхтоўкі.


Пішам па-беларускуПішам па-беларуску: даведнік па арфаграфіі і пунктуацыі з каментарыямі: вучэбны дапаможнік для агульнаадукацыйных устаноў з беларускай і рускай мовамі навучання / З.І. Бадзевіч, Г.М. Валочка, А.А. Лукашанец, Л.П. Кунцэвіч, І.У. Кандраценя. — Мінск: Аверсэв, 2010.

Даведнік уключае не толькі асноўныя тэарэтычныя пытанні школьнага курса беларускай мовы, але і звяртае ўвагу на найбольш складаныя выпадкі і асаблівасці беларускай арфаграфіі і пунктуацыі, што надзвычай актуальна апошнім часам пры падрыхтоўцы да цэнтралізаванага тэсціравання. У даведніку прыводзіцца каментарый, які звяртае ўвагу на змены, што адбыліся ў правапісе тых ці іншых слоў у адпаведнасці з новай рэдакцыяй правіл.

У выдавецтве «Аверсэв» выдадзены дапаможнікі для вучняў 5–9 класаў і 10–11 класаў, прызначаныя для правядзення факультатыўных заняткаў па беларускай мове ў пераходны перыяд:


Вывучаем беларускі правапіс» (V–IX класы)«Вывучаем беларускі правапіс» (V–IX класы)
Дапаможнік для вучняў «Вывучаем беларускі правапіс» прызначаны для правядзення факультатыўных заняткаў па беларускай мове ў пераходны перыяд па рэалізацыі палажэнняў Закона Рэспублікі Беларусь «Аб Правілах беларускай арфаграфіі і пунктуацыі» ад 23 ліпеня 2008 г. Змешчаны ў дапаможніку тэарэтычны і практычны матэрыял спрыяе засваенню змен, якія адбыліся ў беларускай арфаграфіі, і забяспечвае замацаванне і сістэматызацыю ведаў, уменняў і навыкаў вучняў, удасканаленне арфаграфічнай пісьменнасці. Значная частка прадстаўленага ў дапаможніку дыдактычнага матэрыялу падаецца ў рубрыках «Правільнасць маўлення», «Мова і нацыянальная культура», «Назвы роднага краю» і інш., накіраваных на развіццё моўнай, камунікатыўнай і лінгвакультуралагічнай кампетэнцый вучняў V–IX класаў.


Практыкум па арфаграфіі і пунктуацыі беларускай мовы» (Х—ХІ класы)«Практыкум па арфаграфіі і пунктуацыі беларускай мовы» (Х—ХІ класы)

Дапаможнікі для вучняў «Практыкум па арфаграфіі беларускай мовы», «Практыкум па пунктуацыі беларускай мовы» прызначаны для правядзення факультатыўных заняткаў у Х—ХІ класах. Змешчаны ў дапаможніках тэарэтычны і практычны матэрыял забяспечвае замацаванне і сістэматызацыю ведаў, уменняў і навыкаў вучняў, засваенне змен у напісанні некаторых слоў у адпаведнасці з новай рэдакцыяй «Правіл беларускай арфаграфіі і пунктуацыі». Задачы ўдасканалення арфаграфічнай і пунктуацыйнай пісьменнасці вучняў вырашаюцца пераважна на аснове выкарыстання культуразнаўчых тэкстаў. Значная частка дыдактычнага матэрыялу падаецца ў рубрыках «Правільнасць маўлення», «Мова і нацыянальная культура», «Мова ў дыялогу культур» і інш., накіраваных на развіццё моўнай, камунікатыўнай і лінгвакультуралагічнай кампетэнцый вучняў Х—XІ класаў.

У выдавецтве Нацыянальнага інстытута адукацыі выдадзены вучэбна-метадычныя комплексы (вучэбная праграма факультатыўных заняткаў, метадычныя рэкамендацыі і дыдактычныя матэрыялы), прызначаныя для арганізацыі і правядзення факультатыўных заняткаў па беларускай мове ў пераходны перыяд:


Вывучаем беларускі правапіс. 5–9 кл.Валочка, Г. М. Вывучаем беларускі правапіс. 5–9 кл.: вучэб.-метад. комплекс / Г.М. Валочка, В.У. Зелянко. — Мінск : Нац. ін-т аду-кацыі, 2010. — 176 с. — (Беларуская мова. Факультатыўныя заняткі).

Вучэбна-метадычны комплекс «Вывучаем беларускі правапіс» прызначаны для правядзення факультатыўных заняткаў па беларускай мове ў пераходны перыяд па рэалізацыі палажэнняў Закона Рэспублікі Беларусь «Аб Правілах беларускай арфаграфіі i пунктуацыі» ад 23 ліпеня 2008 г. Змешчаны ў комплексе тэарэтычны i практычны матэрыял спрыяе засваенню змен, якія адбыліся ў беларускай арфаграфіі, i забяспечвае замацаванне i сістэматызацыю ведаў, уменняў i навыкаў вучняў, удасканаленне арфаграфічнай пісьменнасці.


Практыкум па арфаграфіі i пунктуацыі беларускай мовы. 10–11 кл.Валочка, Г. М. Практыкум па арфаграфіі i пунктуацыі беларускай мовы. 10–11 кл. : вучэб.-метад. комплекс / Г.М. Валочка, В.У. Зелянко, I.Л. Бурак. — Mінск : Нац. ін-т адукацыі, 2010. — 286 с. — (Беларуская мова. Факультатыуныя заняткі).

Вучэбна-метадычны комплекс прызначаны для правядзення факультатыўных заняткаў у 10–11 класах. Змешчаны у ім тэарэтычны i практычны матэрыял забяспечвае замацаванне i сістэматызацыю ведаў, уменняў i навыкаў вучняў, засваенне змен у напісанні некаторых слоў у адпаведнасці з новай рэдакцыяй «Правіл беларускай арфаграфіі i пунктуацыі».


Беларуская мова: дапаможнiк для падрыхтоўкi да цэнтралiзаванага тэсцiраванняВалочка, Г.М. Беларуская мова: дапаможнiк для падрыхтоўкi да цэнтралiзаванага тэсцiравання Г.М. Валочка, Я.М. Лаўрэль, С.А. Язерская. — Мінск: Новое знание, 2010. — 707 с.

Дапаможнiк падрыхтаваны ў адпаведнасцi з праграмай уступных iспытаў у сярэднiя спецыяльныя i вышэйшыя навучальныя ўстановы па беларускай мове i змяшчае ўсё неабходнае для паэтапнай падрыхтоўкi да тэсцiравання: тэарэтычныя звесткi, практычны матэрыял i тэставыя заданнi. У канцы кнiгi змешчаны адказы да заданняў кожнага падраздзела i да тэставых заданняў, што дае магчымасць працаваць з матэрыялам самастойна.

Прызначаны для вучняў, абiтурыентаў пры падрыхтоўцы да цэнтралiзаванага тэсцiравання. Можа быць выкарыстаны ў якасцi дадатковага вучэбнага матэрыялу ў старшых класах агульнаадукацыйных устаноў.

| Печать | E-mail

«Шаг за шагом»

27 октября 2010г. в СШ№ 1 города состоялся областной семинар учителей начальных классов, работающих по технологии «Шаг за шагом». Тема семинара «Организация уроков и факультативных занятий по технологии „Шаг за шагом“ в начальной школе».

Открыла семинар-практикум руководитель МО учителей начальных классов С.В. Смирнова. Она рассказала о работе педагогического коллектива по этой технологии, об использовании групповой работы, дифференцированного подхода в обучении, о проектном методе обучения. Педагоги СШ № 1 используют в обучении технологию «Шаг за шагом» с 1996 года.


«Шаг за шагом»«Шаг за шагом»

В рамках семинара проведены урок и факультативное занятие учителями начальных классов высшей и первой квалификационных категорий Н.Б.Кулешовой, Е.В.Терешонок.

Участники семинара отметили эффективную работу учителей начальных классов, разнообразные формы и методы работы, умение применять требования образовательных стандартов.


«Шаг за шагом»

«Шаг за шагом»

«Шаг за шагом»

| Печать | E-mail

Пути совершенствования работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием

Как готовить ребенка к школе? Что вызывает у ребенка и его родителей наибольшие трудности при подготовке? Что такое психологическая готовность к школе? На эти и другие вопросы постарались дать ответ участники городского семинара на тему «Пути совершенствования работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием», который прошел на базе ГУО «Средняя школа № 7 г. Могилева» 29 октября.

В работе семинара приняли активное участие молодые и вновь назначенные заместители директоров по учебной работе, курирующие начальные классы, общеобразовательных учреждений города, работники дошкольных учреждений «Ясли-сад» №№ 48, 73, педагоги ГУО «Средняя школа № 7 г. Могилева».

В рамках работы семинара рассмотрены вопросы преемственности дошкольного и начального образования в аспекте готовности выпускников дошкольных учреждений к обучению в школе, создания условий для полноценного физического развития, укрепления здоровья и реализации творческого потенциала ребенка, предоставления образовательных услуг в соответствии с запросами родителей.

| Печать | E-mail

Выданні ў адпаведнасці з Законам РБ ад 23.07.2008 «Аб правілах беларускай арфаграфіі і пунктуацыі»

І. Падрыхтаваны і выдадзены ў адпаведнасці з палажэннямі Закона:

  1. Л.П.Кунцэвіч, І.У.Кандраценя. Беларускі арфаграфічны слоўнік. Пад рэдакцыяй А.А.Лукашанца — Мінск: Беларуская навука, 2009 (тыраж 5 000);
  2. О.М.Николаева, Т.Н.Трухан. Современный русско-белорусский словарь для школьников. Пад рэдакцыяй А.А.Лукашанца — Мінск: Літаратура і мастацтва, 2009 (тыраж 3 500);
  3. І.Л.Капылоў, Т.М.Маракуліна. Арфаграфічны слоўнік беларускай мовы для школьнікаў. Новыя правілы правапісу. — Мінск: Сучасная школа, 2010 (тыраж 5 050);
  4. В.І. Іўчанкаў. Беларуская арфаграфія: апавяданні і гісторыі (у навукова-папулярным выкладзе падаюцца «Правілы беларускай арфаграфіі і пунктуацыі», зацверджаныя Законам, апавяданні суправаджаюцца гістарычнымі каментарыямі і займальным матэрыялам). — Мінск: Пачатковая школа, 2010 (тыраж 3 000 экз.);
  5. В.І. Іўчанкаў. Беларускі правапіс у апорных схемах. Паводле новай рэдакцыі «Правіл беларускай арфаграфіі і пунктуацыі».—Мінск: Пачатковая школа, 2010 (тыраж 5 000 экз.);
  6. Л.П.Кунцэвіч, І.У.Кандраценя. Беларускі арфаграфічны слоўнік для школьнікаў. Пад рэдакцыяй А.А.Лукашанца — Мінск: Аверсэв, 2010 (тыраж 5 100 экз.);
  7. З.І.Бадзевіч, А.М.Валочка, І.У.Кандраценя, Л.П.Кунцэвіч, А.А.Лукашанец. Пішам па-беларуску. Даведнік па арфаграфіі і пунктуацыі з каментарыямі. — Мінск: Аверсэв, 2010 (тыраж 9 100 экз.);
  8. Г.М.Валочка. Вывучаем беларускі правапіс. 5 — 9 кл.: вучэб.-метад. комплекс / Г.М.Валочка, В.У.Зелянко. — Мінск: Нац. ін-т адукацыі, 2010. — 176 с. (тыраж 3 100);
  9. Г.М.Валочка. Практыкум па арфаграфіі і пунктуацыі беларускай мовы. 10 — 11 класы: вучэб.-метад. комплекс / Г.М.Валочка, В.У. Зелянко, І.Л.Бурак. — Мінск: Нац. ін-т адукацыі, 2010. — 286 с. (тыраж 3 100);
  10. Г.М.Валочка. Беларуская мова. 5 — 9 класы. Вывучаем беларускі правапіс: дапам. для вучняў агульнаадукац. устаноў з беларускай і рус. мовамі навучання / Г.М.Валочка, В.У.Зелянко. — Мінск: НІА; Аверсэв, 2010. — 127 с.;
  11. Г.М. Валочка. Беларуская мова. 10 — 11 класы. Практыкум па арфаграфіі і пунктуацыі : дапам. для вучняў агульнаадукац. устаноў з беларускай і рус. мовамі навучання / Г.М.Валочка, В.У.Зелянко, І.Л.Бурак. — Мінск: НІА; Аверсэв, 2010. — 188 с.

ІІ. Падрыхтаваны і здадзены ў друк:

  1. Л.П.Кунцэвіч, І.У. Кандраценя. Беларускі арфаграфічны слоўнік (выданне другое выпраўленае). Пад рэдакцыяй А.А.Лукашанца — Мінск: Беларуская навука, 2010;
  2. О.М.Николаева, Т.Н.Трухан. Современный русско-белорусский словарь для школьников. Пад рэдакцыяй А.А.Лукашанца (издание 2-е, исправленное и дополненное). — Минск: Літаратура і мастацтва;
  3. О.М.Николаева, Т.Н.Трухан. Современный русско-белорусский словарь. Пад рэдакцыяй А.А.Лукашанца — Минск: Тетрасистемс;
  4. І.Л.Капылоў, Т.М.Маракуліна. Слоўнік арфаграфічных новаўвядзенняў беларускай мовы;
  5. І.Л.Капылоў. Правапіс беларускай мовы. Асноўныя правілы і практычныя заданні;
  6. І.Л. Капылоў, І.У. Ялынцава. Беларуска-рускі слоўнік для школьнікаў;
  7. А.М.Анісім, В.У.Міцкевіч. Русско-белорусский словарь для школьников;
  8. І.Л.Капылоў, С.Я.Рапацэвіч. Тлумачальны слоўнік беларускай мовы для школьнікаў;
  9. І.Л.Капылоў, С.Я.Рапацэвіч. Беларуская мова ў табліцах і схемах.

ІІІ. Падрыхтаваны да здачы ў выдавецтвы:

  1. І.Л.Капылоў, Н.Д.Бандарэнка. Слоўнік беларускай мовы: Асобна, разам, праз злучок;
  2. І.Л.Капылоў, В.І.Уласевіч. Слоўнік беларускай мовы: Вялікая, малая літара.

ІV. Планамерна ў СМІ вядзецца сістэмная інфармацыйна-тлумачальная работа па зменах, якія адбыліся ў беларускім правапісе:

  1. На старонках вядучых дзяржаўных рэспубліканскіх масава-палітычных перыядычных выданняў былі апублікаваны матэрыялы, цыкл гутарак з навукоўцамі, практыкамі, рэдактарамі беларускамоўных выданняў па пытаннях змен у правілах беларускай арфаграфіі і пунктуацыі — «Мне сняцца сны па-беларуску!», «Мова развівалася і будзе развівацца», «Мова мяняецца, бо жывая!», «Новыя правілы чакаюць каментарыяў», «На адаптацыю да новых правілаў — два гады» (газета «Звязда»); «За што літара Ё ўганаравана помнікам, ці Урок другі: правапіс літары Ё», «Магія роднай мовы», «Лёс мяккага знака», «Народ, мова, краіна...», «Пішам, як чуем?» («Народная газета»); «Калі мова — жывая?», «Новыя правілы беларускай мовы («Белорусская нива») і іншыя.
  2. На старонках «Народнай газеты» рэгулярна з сакавіка 2009 г. выходзіць рубрыка «Пішам па-беларуску». Урокі для чытачоў вядзе загадчык кафедры стылістыкі і літаратурнага рэдагавання Інстытута журналістыкі Белдзяржуніверсітэта, прафесар, доктар філалагічных навук В.І.Іўчанкаў.
  3. На старонках «Настаўніцкай газеты» друкаваліся матэрыялы інтэрв’ю з намеснікам Міністра адукацыі К.С.Фарыно «Моўная адукацыя ў школе сёння і заўтра», інструктыўна-метадычнае пісьмо Міністэрства адукацыі аб асаблівасцях выкладання вучэбных прадметаў «Беларуская мова» і «Беларуская літаратура» ў 2010/2011 навучальным годзе.
  4. У навуковым і метадычным часопісе «Роднае слова»:
    пачынаючы з № 1 2009 г. і па № 4 2010 г. вялася рубрыка «Новыя правілы беларускага правапісу», мэта якой была растлумачыць тыя змены і ўдакладненні, што ўводзяцца ў беларускую пісьмовую мову Законам. Аўтарамі рубрыкі з’яўляліся ўдзельнікі падрыхтоўкі канчатковай рэдакцыі Закона — дырэктар Інстытута мовы і літаратуры імя Якуба Коласа і Янкі Купалы НАН Беларусі, доктар філалагічных навук, прафесар А.А.Лукашанец; намеснік дырэктара па навуковай рабоце Інстытута мовы і літаратуры імя Якуба Коласа і Янкі Купалы НАН Беларусі, кандыдат філалагічных навук Л.П. Кунцэвіч і вядучы навуковы супрацоўнік Інстытута мовы і літаратуры імя Якуба Коласа і Янкі Купалы НАН Беларусі, кандыдат філалагічных навук І.У.Кандраценя;
    пачынаючы з № 5 2010 г. В.І.Іўчанкавым вядзецца рубрыка «Беларускі правапіс у апорных схемах»;
  5. На старонках навукова-метадычнага часопіса «Пралеска» з № 11 2009 г. адкрыта рубрыка «Вучоная практыка». Заняткі па тэме «Беларуская мова: новая рэдакцыя правапісу. Правілы сучаснай арфаграфіі і пунктуацыі» вядзе В.І.Іўчанкаў;
  6. На старонках навукова-метадычнага часопіса «Пачатковая школа» з № 11 2009 г. В.І.Іўчанкавым вядзецца рубрыка «Беларускі правапіс: урокі сучаснай арфаграфіі»;
  7. На старонках навукова-практычнага і інфармацыйна-метадычнага часопіса «Веснік адукацыі» з № 3 2009 г. А.А.Лукашанцам вядзецца рубрыка «Вывучаем новыя правілы беларускага правапісу».

| Печать | E-mail

Обучение на основе темперамента школьника

Дифференциация обучения — это реальный механизм сбережения здоровья и гуманитаризации, но он учитывает только уже сложившийся у ребёнка уровень усвоения предмета, учебных способностей, склонность к какой-либо профессии. Именно из особенностей темперамента ученика целесообразно исходить в организации учебы.

Темперамент — интегральный компонент индивидуальности. Он не только определяет динамику психической деятельности (скорость восприятия, быстрота ума, скорость переключения внимания, темп и ритм речи и пр.), но и влияет на развитие и проявление личностных свойств, на индивидуальный стиль деятельности, на достижение цели и, следовательно, на результат.

Дифференциация обучения на основе темперамента ослабляет стрессогенные факторы, положительно влияет на мотивацию учения, на познавательный интерес, активность и обученность школьников. Игнорирование же этих особенностей не просто делает успеваемость ниже возможной, но и вызывает психологический дискомфорт, а значит, ухудшает физическое и психологическое здоровье учащихся.

Какой темперамент у вашего ученика?
Сангвиник — ребенок веселого нрава, живой, любознательный, ищущий, подвижный, но без резкости и порывистости. Очень энергичный и работоспособный, он быстро концентрирует свое внимание и энергично принимается за новое дело, часто тянет руку на уроке. Но основательное и продолжительное изучение предмета утомляет его и нагоняет скуку. В учении сангвиник все рвется вперед и вперед, жадно бросается на всякую новинку и в первое время, действительно, схватывает и усваивает много. Но скоро охладевает, начинает скучать, утомляться и отвлекаться от предмета. Однако его легко дисциплинировать, так как он может хорошо сдерживать свои чувства и контролировать непроизвольные реакции. Сангвиник экстравертирован, и потому его больше впечатляют образы настоящего, чем прошлого и будущего. Ему свойственна доброта, готовность прийти на помощь, что проявляется в общении со сверстниками. Очень склонен к коллективизму, легко устанавливает контакты, общителен, доброжелателен, приветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения. Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи и неприятности. Сангвиник чаще других испытывает положительные эмоции.

Как организовать урок с учетом темпераментов учащихся?
Сангвинику, наделенному безграничной любознательностью, важна сама возможность использовать изучаемые факты в жизни, в практической деятельности. Так, например, мотивом к изучению темы «Признаки подобия треугольников» будет служить ему измерение расстояний на местности изученными способами. Ученики-сангвиники легко отвлекаются, но их можно привлечь в этот момент к исправлению ошибок в ответах товарищей. Это активизирует их внимание.

Какой темперамент у вашего ученика?
Флегматик -медлителен, нетороплив, выдержан, не допускает импульсивных поступков. На занятиях ведет себя спокойно, не отвлекается, за исключением тех случаев, когда после шумных игр на перемене ему трудно сразу переключиться на учебную деятельность. Он медленно сосредотачивается и перестраивается на решение новых задач, долго привыкает к новой обстановке, долго осваивает новые навыки и привычки.
Такой ученик не способен «разбрасываться» — чаще всего свободное время у него полностью занято учебой, приготовлением уроков. Всякое непредвиденное обстоятельство надолго выбивает его из рабочей колеи. Много времени и сил уходит на такие мелочи, которые почти не замечают другие ученики. Из-за особенностей своей нервной системы флегматик с трудом сходится с новыми людьми и с трудом отвлекается на внешние впечатления, но в отношениях всегда ровен, спокоен, в меру общителен, имеет устойчивое настроение. Его нелегко вывести из себя и задеть эмоционально, он уклоняется от ссор. Однако неприятности, неудачи, обиды не забываются, а как бы застревают в сознании, отвлекают от решения насущных вопросов, мешают двигаться дальше. Нужно какое-то время, чтобы волнующее событие забылось, и его негативное действие прекратилось. При всем эмоциональном безразличии он, тем не менее, тяготеет к положительным эмоциям, поскольку его внутренний мир хорошо сбалансирован и устойчив. не забываются, а как бы застревают в сознании, отвлекают от решения насущных вопросов, мешают двигаться дальше.

Как организовать урок с учетом темпераментов учащихся?
Флегматика могут побудить к деятельности только значимые для него сигналы. Он или игнорирует множество происходящих вокруг него событий, или медлительно реагирует на них, поскольку для его нервной системы характерна инертность. Важно поэтому создать на уроке условия, переключающие внимание такого ученика на предстоящую деятельность. Мотивирующим моментом может выступать использование изучаемых фактов в будущем. Медлительность особенно мешает ему там, где требуется быстро запоминать, быстро понять, сообразить и быстро сделать. В подобных случаях флегматик часто проявляет беспомощность, но зато запоминает он обычно надолго — основательно и прочно. Используя наглядный метод — схемы, таблицы, графики — вы поможете такому ученику структурировать его ответ. Добросовестно выполняя задания учителя, он предпочитает, однако, репродуктивные методы. При этом самостоятельная работа для него легче, чем фронтальная. Флегматик склонен к порядку и любит то, что ему привычно. В делах проявляет основательность, продуманность, упорство. Начатое, как правило, доводит до конца, точно рассчитывает свои силы. Стремится как можно полнее уяснить суть задания и способы решения и лишь затем приступает к его выполнению. Наибольших успехов достигает там, где требуется усидчивость, равномерное напряжение сил, устойчивое внимание и большое терпение, где работа нетороплива и не связана с переключением с одного вида деятельности на другой. Поэтому целесообразно давать ему задания на длительный период времени. Полезен метод проектов, при котором он может самостоятельно организовывать свою работу.
Очень важно предоставлять ему достаточно времени на обдумывание и подготовку. Нельзя сразу после ознакомления с новым материалом выяснять, как этот ученик его усвоил. Флегматикам обязательно нужно проработать новый материал дома, поскольку долговременная память у них развита лучше, чем кратковременная, оперативная. Как вид контроля им больше всего подходит письменная самостоятельная работа по индивидуальным карточкам. При этом желательно, чтобы наряду с практической (например, вычислительной) частью в ней были и задания на актуализацию изученного теоретического материала. Допустим и устный опрос, но вопросы должны быть известны ученику заранее (например, написаны на доске).

Сангвиникам и холерикам подходит фронтальный опрос в достаточно быстром темпе. Опрос, при котором ученику практически не дается времени на обдумывание ответов. Их не смущают неожиданные вопросы, а правильность их ответов не зависит от того, какой темп задает учитель. Эти дети быстро меняют формулировки ответов, часто отступают от книжного текста, пытаются импровизировать. Опрос можно организовать по только что объясненной теме. Но им требуется довольно частое повторение материала.

Какой темперамент у вашего ученика?
Меланхолик -это, чаще всего, спокойный, тихий, осторожный и послушный ребенок. Он не может долго участвовать в шумных подвижных играх, что связано с небольшим запасом сил у него, с повышенной утомляемостью. Склонен к аккуратности, доходящей до педантизма. Ему нравится сам процесс наведения порядка. Повышенная ранимость и впечатлительность толкают его к глубоким переживаниям даже по незначительным причинам. Непривычная среда, внимание окружающих, тем более незнакомых людей, оказывают на него психическое давление. В таких ситуациях ученик может растеряться, не найти нужных слов, не ответить на вопросы, не выполнить простейших просьб. Меланхолику не хватает уверенности в себе, ему свойственны боязнь неудачи и страх глупо выглядеть, вследствие чего продвижение к успеху для него значительно усложняется. Такой ребенок легко уязвим, тяжело переносит обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания выражаются у него слабо. Склонен к замкнутости, избегает общения с малознакомыми, новыми людьми. Часто смущается, испытывает неловкость в новой обстановке. В общении отличается мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью: кто сам раним, тот обычно тонко чувствует и боль, которую причиняет другим. Эмоциональные состояния у него возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью.

Как организовать урок с учетом темпераментов учащихся?
Меланхолику, поскольку он интраверт, необходима возможность познавать себя через изучаемый материал, осваивать новую деятельность, разбираться во взаимоотношениях людей, осознавать свое положение в мире. В силу особенностей своей нервной системы он медленно входит в работу, но работать любит обстоятельно, шаг за шагом. Для него благоприятны ситуации, требующие последовательной, планомерной, даже монотонной, однообразной работы. Для взаимодействия с ним подходит метод алгоритмических предписаний. Ученик пунктуально следует алгоритму, долго раздумывает над следующим действием, и почти всегда его решение будет действием по аналогии. Он любит составлять планы в письменной форме, используя их как средство для управления своей деятельностью. Отвечая или изучая материал, нуждается во внешних опорах: графиках, рисунках, таблицах (что еще раз доказывает полезность наглядного метода). Тщательно контролирует выполнение им учебных заданий, проверяет полученные результаты, хотя это и осложняет его положение, ведь он медлителен. Поэтому надо постоянно наблюдать за его работой, обязательно поощрять за старания, настойчивость — даже если результат далек от желаемого. Когда учитель задает неожиданный вопрос и требует ответить устно, этот ученик теряется и начинает волноваться. Ему требуется время для обдумывания ответа. Лучший вариант для него — письменный ответ, а не устный. Однако при выполнении письменных проверочных работ он трудно переключается с задания на задание, вот почему в задачах для него должен быть этап актуализации усвоенного ранее материала.

Какой темперамент у вашего ученика?
Холерик — вспыльчивый, горячий, смелый до дерзости, упрямый и самолюбивый до болезненности. Он учится не по принуждению, не из посторонних расчетов, а в силу внутренней потребности: он хочет все знать — и не как-нибудь, а вполне. Такому ученику свойственно критическое отношение к учебнику, к объяснению учителя. Он с жадностью берется за дело, которому и отдается полностью, упорно добиваясь цели, не жалея труда, не отступая перед препятствиями. Его действия обычно похожи на преодоление и борьбу — они полны эмоциями азарта, ярости, а иногда гнева и агрессивности. Он часто отличается не только чувством собственного достоинства, но и чувством превосходства над другими. В общении с людьми резко проявляет свое «Я», часто берет на себя роль распорядителя, устанавливает свои порядки, разбирает ссоры и споры, но нередко допускает резкость, вспыльчивость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, способствуя тем самым конфликтным ситуациям в коллективе. Положительные стороны холерического темперамента — энергичность, активность, страстность, инициативность, а отрицательные — общая несдержанность, грубость, резкость, вспыльчивость, склонность к аффектам.

Как организовать урок с учетом темпераментов учащихся?
У холерика доминируют социальные мотивы и остро выражена потребность в самореализации. Поэтому у него на первом месте общественная значимость получаемых знаний, их престижность и полезность для коллектива. Холерики (как и сангвиники) обладают быстрой реакцией и достаточно быстро усваивают новое. Высокая скорость перебора вариантов решения у тех и других положительно сказывается и в работе на сообразительность. Холерики очень активны, когда учитель проблемно излагает материал или применяет эвристический метод. Им проще сохранять внимательность. Они, если и отвлекаются, то для того, чтобы разнообразить деятельность, ставшую невыносимо скучной. Их самостоятельную работу можно разнообразить путем включения заданий, различных по форме предъявления, по характеру или по уровню содержания.

Итак, если на уроке созданы условия, соответствующие типу темперамента ученика, то у сангвиника они направляют его подвижность, активность и умение сосредоточиться на учебную деятельность; холерику помогают преодолеть возбудимость, сконцентрировать внимание, осознать важность для него изучаемого вопроса; флегматику — переключить внимание на предстоящую деятельность и сосредоточиться на изучении темы; а у меланхолика порождают ситуацию успеха, отвлекают от негативных эмоций, тревожности, воспитывают уверенность в своих силах.

| Печать | E-mail

  • ##########