Заседание методического объединения учителей-дефектологов

28 октября 2009 года на базе ДУ № 72 г. Могилева прошло заседание методического объединения учителей-дефектологов и воспитателей групп интегрированного (совместного) обучения и воспитания по теме «Пути оптимизации совместной деятельности учителя-дефектолога и воспитателя интегрированной группы».

Заседание проводилось в форме семинара-практикума. Руководитель данного методического объединения Карпеченко Е.В., учитель-дефектолог ДУ № 111, в своем выступлении акцентировала внимание на функциях учителя-дефектолога и функциях воспитателя интегрированной группы для детей с особенностями психофизического развития. Опытом работы по основным направлениям коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития поделилась воспитатель ДУ № 107 Маликова С.В., по вопросам преемственности в работе учителя-дефектолога и воспитателя по формированию грамматически правильной речи у детей — воспитатель ДУ № 72 Хомченко Н.А.

В практической части заседания участникам было показано отрытое комплексное занятие с детьми пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи III уровня по теме «Части тела». Занятие проведено командой специалистов ДУ № 72 (учитель-дефектолог Чепикова И.К., воспитатель Каждан И.Е., музыкальный руководитель Ковалева В.С., руководитель физического воспитания Шорникова Ж.Н.) на высоком профессиональном уровне. Занятие отличалось системностью подходов и разнообразием предлагаемых детям заданий, игр.

После обсуждения и анализа занятия участники заседания успешно поработали в группах по созданию моделей планов преемственности в работе учителя-дефектолога и воспитателя.

заседание методического объединения

заседание методического объединения

заседание методического объединения

| Печать | E-mail

Городской семинар для заместителей директоров по воспитательной работе в СШ№5

В соответствии с планом работ отдела образования Могилевского горисполкома на 2009 — 2010 учебный год 21 октября 2009 года на безе СШ № 5 г.Могилева состоялся городской семинар для заместителей директоров по воспитательной работе на тему: «Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в учреждениях образования в условиях реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

Цель семинара — повышение эффективности работы школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в учреждениях образования.

На семинаре рассматривались вопросы:

  • о системе работы учреждений образования города по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
  • о роли и функции специалистов учреждений образования в профилактике семейного неблагополучия и по сопровождению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Даны методические рекомендации по выявлению и учету несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в государственной защите.

В ходе семинара пропагандировался опыт работы педагогического коллектива СШ № 5 и Центра внешкольной работы «Алые паруса» по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.

семинар

| Печать | E-mail

Городской семинар для заместителей директоров по учебной работе, курирующих начальные классы

20 октября 2009 года на базе СШ № 26 отделом образования Могилевского горисполкома в рамках работы школы совершенствования управленческого мастерства был проведен городской семинар для заместителей директоров по учебной работе, курирующих начальные классы, на тему «Современные требования к организации и информационно-методическому обеспечению образовательного процесса в первых классах».

При подготовке к семинару администрация школы систематизировала материалы из опыта работы педагогического коллектива по созданию условий для получения младшими школьниками качественного образования при сохранении их здоровья.

В ходе проведения семинара были рассмотрены вопросы:

  • нормативного правового обеспечения образовательного процесса в первых классах;
  • методики преподавания учебных предметов;
  • контроля и оценки знаний учащихся в условиях безотметочного обучения;
  • адаптации первоклассников к новым условиям обучения.
Участники семинара посетили и обсудили урок математики в первом классе (учитель Никитченко А.М.) с использованием мультимедийной установки.

семинар

| Печать | E-mail

О психолого-педагогических основах оценивания знаний учащихся

  1. Отметка ученика — не самоцель, а инструмент совершенствования его учебной деятельности (отметка должна показать ученику результаты его деятельности, направить на дальнейшую учебу, воодушевить его на хорошую работу).
  2. Оценивайте знания ученика, а не его личность (важно уметь отделить отметку знаний ученика от оценки его личности).
  3. Начинайте оценку с того, что ученику удалось сделать (лишь после оценки сделанного ученик менее конфликтно будет воспринимать указания на то, что он должен был сделать, но не сделал).
  4. Учитывайте, что отметка учителя всегда индивидуальна (одни учителя оценивают точно воспроизведенный материал, другие считают главным умение рассуждать, отстаивать свою точку зрения; учитель должен заранее предупредить класс по каким критериям оценивает ответ).
  5. Постарайтесь объяснить ученику причины его ошибок и недоработок. Аргументируйте выставление отметки (чем ниже отметка, тем полнее аргументация).
  6. Предоставляйте ученикам возможность самооценки проделанной работы.
  7. Оценивайте на уроке конкретный ответ, не учитывая прошлых достижений и промахов учащегося (если слабо успевающий учащийся отвечает на отлично, следует без колебаний ставить ему эту отметку).
  8. Выставляя низкую отметку, постарайтесь сгладить её травмирующий эффект (найдите способ поддержать ученика).
  9. Помните о необходимости минимизации влияния субъективных факторов на оценку школьников (научитесь нейтрализовать воздействие субъективных факторов: симпатии, антипатии и т.п.).
  10. Любите, а если это трудно, по крайней мере, уважайте своих учеников (это рождает чувство ответного уважения).
  11. Не превращайте оценивание знаний в инструмент решения собственных внутриличностных проблем (не унижайте учеников, не срывайте на них свое плохое настроение).
  12. Стремитесь помочь учащимся сформировать у них ответственное и в то же время философское отношение к оценкам (ученик должен понимать значимость хороших и плохих отметок).

| Печать | E-mail

Об обучающих компьютерных программах

Современный учитель уже не ищет ответ на вопрос, нужно ли использо-вать компьютер в учебном процессе. Перед ним стоят следующие вопросы:

  • как эффективно использовать компьютер;
  • какие бывают компьютерные обучающие программы (КОП);
  • как не утонуть в море обучающих программ;
  • как найти и выбрать нужную обучающую программу.
Предлагаем возможный путь решения этой задачи. Наша цель — помочь учителю сформулировать, какая именно обучающая программа ему нужна в зависимости от его целей.

Для того чтобы сформулировать требования к компьютерной обучающей программе, учителю надо знать, какие сейчас существуют компьютерные средства обучения. В том случае, когда предметная область курса определена, можно сравнивать компьютерные средства обучения между собой по следующим параметрам:

  1. функциональное назначение;
  2. категория учащихся, на которых рассчитано средство обучения;
  3. охват материала (курс, согласованный с одним из учебников, курс, снабженный собственным учебником, электронные пособия для части курса или даже одного урока);
  4. наличие или отсутствие методических рекомендаций по использованию программы;
  5. дает ли программа возможность создать собственные уроки и курсы (некоторые обучающие комплексы дают пользователям возможность создать собственный курс по предлагаемой методике);
  6. тип лицензии, под которой распространяется программа;
  7. разработчики (фирма, отдельные лица).
Можно выделить наиболее распространенные типы компьютерных средств, используемых в обучении.

Презентации — наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Для презентаций используются такие программные средства как PowerPoint или Open Impress, Flash, SVG. Фактически презентации являются электронными диафильмами, но, в отличие от обычных диафильмов, могут включать в себя анимацию, аудио и видеофрагменты, элементы интерактивности. Эти компьютерные средства обучения особенно интересны тем, что создать их может любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентаций. Кроме того, презентации активно используются и для представления ученических проектов.

Электронные энциклопедии объединяют функции демонстрационных и справочных материалов и, в соответствии со своим названием, являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий, таких, как энциклопедии, словари, справочники. Для создания таких энциклопедий обычно используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например HTML, XML, SGML. В отличие от своих бумажных аналогов, гипертекстовые энциклопедии обладают рядом дополнительных свойств и возможностей:

  • обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;
  • имеют удобную систему навигации на основе гиперссылок;
  • могут включать в себя аудио- и видеофрагменты.

Дидактические материалы (сборники задач, диктантов, упражнений, примеров, рефератов и сочинений), представленные в электронном виде (обычно в виде простого набора текстовых файлов, в форматах rtf, doc, txt) и объединенные в некую логическую структуру средствами гипертекста. Также к дидактическим материалам можно отнести программы-тренажеры, например, для решения математических задач или для заучивания иностранных слов.

Программы системы контроля знаний, такие, как опросники и тесты. Позволяют быстро, удобно, беспристрастно и автоматизировано обработать полученные результаты. Опросники и тесты могут легко создать учителя или методисты с помощью специальных программ — конструкторов тестов.

Электронные учебники и электронные учебные курсы объединяют в единый программный комплекс все или несколько вышеописанных типов обучающих программ. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация); на следующем этапе он может поставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента), часто на этом этапе обучаемому доступен также электронный справочник и/или энциклопедия по изучаемому курсу; а в завершение он должен ответить на набор вопросов и, возможно, решить несколько задач (программные системы контроля знаний). После удачного прохождения всех этапов обучаемому предлагается следующая тема из этого курса.

Обучающие игры и развивающие программы в основном ориентированы на дошкольников и младших школьников. К этому типу относятся интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания во время игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и другие умения.

Дополнением к этой классификации становятся программные средства разработки компьютерных обучающих средств. Наиболее известны из таких средств конструкторы уроков и учебных курсов, а также специализированные оболочки для разработки учебных курсов. В результате работы с программным обеспечением различного типа выделим следующие принципы выбора программного продукта для использования на уроке:

  1. Программа должна быть понятна с первого знакомства как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым.
  2. Преподаватель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация.
  3. Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- и аудиофрагменты и т.д.).

Итак, выбор компьютерной обучающей программы можно начать с оценки следующих аспектов учебного процесса:

  1. ваши технические возможности;
  2. используемые вами организационные формы работы;
  3. этапы урока, на которых используются компьютерные технологии;
  4. целостность курса.
Описав необходимую вам программу по этим критериям, вы сможете поставить задачу программисту или составить запрос для поиска в Интернете. Описав таким образом программу, вы, возможно, убедитесь в том, что нет необходимости ее искать, а можно создать самостоятельно или выбрать в школьной медиатеке.

Таким образом, преподаватель может составить представление о необходимом ему программном обеспечении. В частности, учителю, только начинающему использовать персональный компьютер на уроках, можно рекомендовать начать с сопровождения урока презентацией. В дальнейшем можно подключить и другие виды компьютерных обучающих программ. В заключение отметим, что при постановке задачи на разработку нового обучающего программного обеспечения, как и при выборе из уже имеющихся программ, следует определить образовательную технологию, в рамках которой вы будете работать, а после этого поставить техническое задание, используя в том числе и предложенные критерии.

Литература:
Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2001.
Дворецкая А.В. Методы поиска обучающих программ в Интернете // Информатика: проблемы, методология, технологии: Материалы четвертой региональной научно-методической конференции (3-4 февраля 2004г.). Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004. С. 78-81.
Дворецкая А.В., Рафаева А.В. Типология компьютерных средств обучения (в печати).
Чернов А.И. Концепция и методика// На сайте «Компьютер на уроках истории, обществознания и права». (Электронный ресурс).

| Печать | E-mail

Электронные версии публикаций по начальной школе

Педагогическая библиотека.
В разделе Педагогика имеются электронные версии статей из различных журналов, коллекция ссылок на электронную литературу и внушительная (более 500) коллекция картинок — изображения предметов, животных, видов спорта и др.

| Печать | E-mail

Адреса передового педагогического опыта. Русский язык и литература

Адреса передового педагогического опыта по русскому языку и литературе

№ п/п Тема опыта Ф.И.О. учителя Предмет Учреждение образования Краткая аннотация
1. Эффективные формы работы по подготовке к ЦТ по русскому языку Луферова Т.Н. русский язык ГУО «Могилевская городская гимназия № 1» Различные приемы и формы работы по подготовке учащихся к сдаче ЦТ по русскому языку
2. Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время Кулагина О.Н. русский язык и литература гимназия № 2 Цель работы — выявить и описать различные способы и приемы, способствующие развитию познавательных и творческих способностей учащихся.
3. Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника Воробьева Е.Н. русский язык и литература специальная школа № 16 Данная работа направлена на повышение мотивации познавательной деятельности, расширение представлений о культуре речи у детей с трудностями в обучении.
4. Формирование каллиграфии младших школьников Малевич Ж.К. русский язык СШ № 9 Опыт содержит описание форм и методов, эффективных приемов для формирования каллиграфии у младших школьников.
5. Использование мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы. Макарова Е.А. русский язык и литература СШ № 12 Опыт способствует активизации учебного процесса, развивает познавательный интерес, упрощает организацию учебного процесса на этапе контроля.
6. Использование межпредметных связей на уроках русского языка Богрецова Л.В. русский язык и литературы СШ № 33 Использование музыки в качестве элемента, формирующего эстетический вкус и развитие художественного творчества.
7. Воспитание нравственных качеств у учащихся Асипенко С.А. учитель русского языка и литературы СШ № 35 Определены системные требования к организации работы по воспитанию нравственных качеств у учащихся
8. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы Нестеренко Э.В. русский язык и литература вечерняя школа
№ 1
9. Проблемное обучение и активные формы работы на уроках русского языка и литературы Шкурко Г.Н. русский язык СШ № 18 Использование активных форм способствовало активизации познавательной активности учащихся, мотивации обучения, вовлечение учащихся в творческий мыслительный процесс.
10. Французские педмастерские на уроках русской литературы Костромина О.А. русская литература СШ № 39 Использование французских педмастерских на уроках русской литературы

| Печать | E-mail

Ярмарки педагогических идей учителей-дефектологов

8 апреля 2009 года на базе СШ № 35 и специальной школы № 16 государственным учреждением образовании «Могилевский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» были организованы ярмарки педагогических идей учителей-дефектологов учреждений образования города по применению педагогических технологий и нетрадиционных форм и методов в коррекционно-образовательном процессе с детьми с особенностями психофизического развития.

Учителя-дефектологи представили опыт применения при обучении и воспитании особых детей игровых ( ДУ № 71,СШ № 38, УПК ДСШЭУ), компьютерных (СШ №№ 35, 43, 21), коммуникативных (ДУ № 8, СШ №№ 15,26,9,19), ТРИЗ (ДУ№ 10) технологий, методов графического и наглядного моделирования (ДУ №№ 8, 101, 103, СШ № 34), логоритмики (ДУ №№ 10, 52) и театральной деятельности (СШ № 25).

Заслуживают внимания предложенные для использования в работе систематизация материалов и оборудования пунктов коррекционно-педагогической помощи ДУ №№ 101,67, СШ № 33 и комплексы игр и развивающих занятий, направленные на активизацию познавательных процессов (ДУ № 38,13,106, 89, СШ №№ 8, 23).

Живой отклик и обсуждение участников заседания вызвали Модель психолого-педагогической поддержки детей, посещающих ПКПП и испытывающих значительные стойкие трудности в усвоении образовательных программ, разработанная педагогами СШ№ 20, и портфолио ребенка интегрированной группы, предложенное ДУ № 89.

В рамках выступлений учителя-дефектологи школ и дошкольных учреждений широко использовали мультимедийные презентации и практические материалы организованной выставки творческих работ.

Ярмарки педагогических идей явились подготовительным этапом к IV республиканской выставке-конкурсу «Современные педагогические технологии в обучении и воспитании детей с ОПФР», которая состоится в 2010-2011 гг.

| Печать | E-mail

  • ##########